ГТРК «Псков». Так делают новости

По названию, вы, наверное, уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь. В этом сюжете я попробую рассказать о недрах псковского телецентра и о том, как эти недра работают. Честно говоря, я долго думал, к чему бы привязать рассказ о телевидении (ну, кроме простого интереса простого смертного к СМИ). И вспомнил: ведь недавно, буквально на днях, был День славных работников радио, а где радио, там и телевидение. В принципе. Почти всегда. Да: Кроме того, в нашем городе и областное радио, и областное телевидение варятся в одном котле под названием ГТРК «Псков». А ещё (тоже недавно) на телецентре праздновали юбилей — 40 лет со дня основания. И конечно, «Окно» не может пройти закрытым мимо таких мощных дат (!).

Студия радиостанции «Пилот»Расположенная в конце Рижского проспекта ГТРК, включает в себя три глобальных отдела: радиостанцию «Пилот», передающий отдел областного радио (само здание областного радио располагается на ул. Некрасова) и непосредственно телекомпанию. Телекомпания тоже делится (по содержательному критерию) на две части — редакции. Одна делает всевозможных свойств передачи (например, известная информационная программа «Губерния», идущая в прямом эфире, или развлекательный долгожитель, передача «Хорошее настроение», которая периодически выходит на экран вот уже на протяжении 6 лет), другая, и именно о ней сегодняшний сюжет, занимается исключительно новостями — редакция службы новостей «Псковские Вести».

Прямой эфир. Работа оператораТворческая команда «Псковских вестей» сравнительно небольшая — восемь человек. Большая часть, и это характерно не только для службы новостей, — молодые люди до 30 лет. Все имеют высшее журналистское или филологическое образование (МГУ, ПГПИ, С-ПбГУ) и солидный опыт работы. В эфир новости выходят в записи ежедневно в 20ч 30мин (это один из наиболее «смотрибельных» периодов времени). Так как «Псковские вести» выходят на канале РТР, то за временем выпуска следят наистрожайшим образом: не дай бог выйти из эфира не в 20ч 50мин, а в 20ч 51мин!

Источником для информационного сюжета может, по большому счету, послужить что угодно. В редакцию частенько звонят горожане и предлагают свои новости: на улице Красноармейской прорвало трубу и затопило проезжую часть, на улице Киселева хулиганы разбил дверь, на опасном перекрёстке отсутствует светофор и т.д. То есть в основном звонят из-за каких-то проблем. И нередко после сделанного сюжета эти проблемы получают решение: киселёвские хулиганы, например, вставили и выкрасили новую дверь.

Порой редактор говорит журналисту: «Ты должен поехать туда-то и затем-то. Там тебе никто ничего не скажет, но ты должен всё узнать». И всё. Дальше журналист полагается лишь на собственную изобретательность и обаяние.
Обязательно освещаются «Вестями» официальные события жизни города и области: деятельность исполнительной и законодательной властей, визиты в Псков высоких гостей (ей-ей) и разная другая «официальщина». Именно по официальным поводам журналисты чаще всего выезжают в районы. Перед выездом делается звонок главе тамошней администрации, дескать, чего у вас там происходит хорошего и нехорошего. Тот как на духу всё рассказывает, и сочтя повод достойным, бригада «Вестей» едет в Опочку, Остров, Себеж, Пуш. Горы и др. А вот в Вел. Луки псковские журналисты ездят редко: там существует нечто вроде филиала «Вестей» (состоящего из одной журналистки и одного оператора), который и делает сюжеты по Лукам, да и по всему югу области заодно.

Помимо заявлений горожан и официальных фактов, великое множество замечательных явлений из области культурной и спортивной тоже даёт почву для новостей.

На «Вестях» существует некоторое разделение труда по профилирующим темам: кто-то занимается опросами народа, кто-то спортивной тематикой, кто-то делает официальные сюжеты, а кто-то — на религиозную тему. Одна из журналисток имеет специальное благословление отца Евсевия на съёмки внутри Троицкого собора, и когда туда приезжает другой журналист, его просто туда не пускают. Но надо сказать, что это разделение весьма условно: большую часть времени все делают всё.

Итак, информационный повод найден. Что дальше? На место событий выезжают двое: оператор (человек с камерой) и журналист (человек без камеры, но с микрофоном). Задача первого — заснять наиболее интересный материал. Съёмки должны иметь разнообразие ракурсов, планов и содержания. Например, если делается репортаж о каком-то официальном совещании, то никак нельзя просто наснимать «говорящие головы»: гораздо живее запись будет смотреться, если показать общий вид здания, где проходит заседание, группы населения, жизнь и судьба которых на нём затрагивается, показать крупным планом какие-то важные документы или подловить невзначай зевнувшую «голову».

Задача же человека с микрофоном — вникнуть в суть происходящего, задать, если надо пару вопросов, и главное — суметь потом на основе увиденного передать содержание и атмосферу события максимально доступным способом.

И вот, материал снят. Оператор теперь свободен, а журналист возвращается со свежей кассетой на родину. Он просматривает запись и намечает, что пойдет как live, что в качестве синхрона, что — как сопровождение текста, а что вообще никуда не пойдёт.

LIVE — это отрывок съёмки с какими-то звуками, обрывками слов(например, в сюжете об аварии); СИНХРОН — это кусок интервью, опроса, stand up`a (говорящий в кадре журналист; иногда приходится делать по 20 дублей этих апов: глазом не туда посмотрел, запнулся или чихнул) и т.д. От live`a отличается неслучайностью
Затем придумывается текст. Пишется он в лучших традициях школьных сочинений: вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка и заключение. Заключение рекомендуется делать оптимистичным и жизнеутверждающим (если сюжет про что-то хорошее), и осуждающим и назидательным (если про плохое). Помимо текста сюжета, журналист пишет подводку (такой вот каламбур…) — слова ведущего «Вестей», которыми он «подведёт» зрителя к сюжету. Весь написанный текст проверяется редактором на предмет полит. годности и вообще,… проверяется.

Одна из двух монтажныхСледующий этап — монтаж. Проходит он в специальной «монтажке» (их на телецентре две). Там, во-первых, журналисты целиком записывают свой сюжет (уже с текстом, синхронами и др.), оптимальная длина которого составляет 1.5 мин. Этим они занимается с монтажёром под руководством режиссёра (который показывает пальцем на экран и говорит: «Сюда надо вставить это, а вот это сюда вставлять не надо»). Руководствуются они «Заповедями монтажёра», висящими в рамке на стене.

Заповедь №5: «Разнообразие эффектов не повод для оптимизма. Лучший эффект — mix, самый лучший — стык»
Запись выпуска «Псковских Вестей»Во-вторых, там монтируется весь очередной выпуск «Вестей». Руководит им человек под названием выпускающий редактор: он придумывает логические блоки сюжетов, т. е. последовательность сюжетов в выпуске. Например, сначала идут официальные сообщения, затем криминальная хроника, после — пара сюжетов про концерт и выставку, и в конце традиционные спорт и погода. Весь этот сценарий выпуска называется проходка. Всего «Вести» идут 18-20мин и включают 7-8 сюжетов.

За час до записи редактор даёт для ознакомления слова ведущего, соответственно, ведущему (слова состоят из анонса трёх сюжетов выпуска, подводок к сюжетам, ну и ещё «здравствуйте» и «до свидания») и текст работнику титров.

Контрольная студия телецентраОбычно запись начинается в 19ч 00мин и длится около часа. За ходом записи, за работой ведущего следят в техническом отделе студии и редактор, и режиссер и разные другие люди. Они видят на многочисленных экранах то, что через полтора часа увидят зрители в телевизорах.

После того, как выпуск отработал своё в эфире, он попадает к своим коллегам в архив. Каждая запись, за исключением особо важных, хранится в архиве в течении трёх месяцев.

Такова цепочка между событием и вашим телевизором, каждый день воссоздаваемая напряженным трудом почти всех сотрудников телецентра: водителя, журналиста, оператора, монтажёра, режиссера, звукорежиссера, редактора, работника титров (это, может, ещё и не всё). А в перерывах между этим напрягами телевизионщики любят отдыхать около сногсшибательного аквариума (он стоит в центре фойе) с больши-и-и-ми жизнерадостными рыбёхами. Правда, один раз эти славные рыбёхи чуть не приказали долго жить: электрик с вечера с какой-то целью отключил электричество, а вмести с ним и снабжение рыбёх кислородом. И утором ранние сотрудники обнаружили их жалобно плавающими на боку и грустно шевелящими плавниками. Но стоило врубить рубильник, как рыбёхи зашевелились и засмеялись, снова став живыми и блестящими в прозрачной среде, снова став олицетворением творческой работы ГТРК «Псков».

Добавить комментарий